Стокгольмские рассказы: спорт
Эта часть о том, как я позанимался спортом в Швеции, заодно внимательно посмотрев, как живут обычные шведы в пригороде Стокгольма.
Чтобы вы могли освежить в памяти всю историю с самого начала, вот вам ссылки на первую и вторую часть Стокгольмских рассказов.
Как вы думаете, чем будет заниматься человек, который за один день побывал в трёх странах и покатался на трёх видах транспорта? Если он бегун, то он выбежит на тренировку. Как только мы вместе с Сашкой и Олькой прибыли к ним на квартиру, разгрузились и немного перевели дух, так мы с Сашкой сразу засобирались на небольшую — километров 5-7 — вечернюю пробежку по окрестностям.
Сашка, избегавший свой остров вдоль и поперёк, сразу знал, куда мы побежим:
— Короче, тут через полчаса отправляется большой паром, это очень красиво выглядит! Сбегаем на набережную и посмотрим.
Так и решили. На первых же сотнях метров я почувствовал, каково это: жить на вершине скалы. Очень крутые подъёмы и спуски, несомненно, придавали особое очарование любым тренировкам. А аккуратные и ухоженные дорожки, проложенные вдоль берега, провоцировали бежать неторопливой трусцой. Всё напоминало мой лес, в котором я провожу подавляющее большинство своих тренировок, но с одной лишь разницей: в отличие от беговых маршрутов острова Лидингё, мой лес — дикий, и тропинки в нём протоптаны тысячами пешеходов. А на этом острове всё сознательно окультурено, уложено, подстрижено, местами освещено.
Вот такими дорожками-тропинками мы неспешно добежали до небольшой пристани и стали ждать паром. Паром и в самом деле плыл очень красиво и величественно. Вот только камера моего телефона не позволила сделать нормальный снимок, как я её ни крутил и ни настраивал.
На обратном пути я более внимательно разглядывал домики местных жителей, встречавшиеся по пути. Мне сразу бросились в глаза две особенности. Первая заключалась в том, что люди здесь умеют очень эффективно использовать довольно сложный рельеф местности. Дом с прилегающим участком может стоять на крутом куске скалы, но всё пространство будет использовано оптимальнейшим образом. Скала (явно немного подрезанная и выровненная) будет служить фундаментом. К крутой части скалы может быть аккуратно пристроен гараж для автомобиля, да пристроен так, как будто он тут был всегда. К дому с улицы будет вести аккуратная дорожка, лестница или целое лестничное сооружение с ответвлениями в разные части двора. Во дворе в подходящем месте будет зона для детских развлечений, семейного отдыха или просто сад-цветник, в котором куски скалы, торчащие из земли, будут использоваться как скамейки, стол или иной предмет интерьера. Короче, ландшафтный дизайн — это родная тема для шведов. По крайней мере, тех, кто живёт на острове в Лидингё.
Но если мастерство по обустройству личного участка ещё можно как-то объяснить вековыми традициями, то вторая особенность более замороченная. Шведы обожают ненавязчивую иллюминацию в окнах своих домов. По факту, они тратят огромное количество электроэнергии на то, чтобы по вечерам в их окнах горел свет, излучаемый самыми разными приборами. Чаще всего — приборами, специально изготовленными для того, чтобы поставить их на подоконник и включать по вечерам. Это выглядит примерно вот так (ещё раз прошу прощения за качество фотоснимков):
Это в равной степени относится как к частным, так и к многоквартирным жилым домам. И там, и тут в окнах очень часто выставлены какие-то специальные безделушки, чтобы днём радовать глаз, а вечером бить в этот глаз тёплым светом. Что интересно: шведы не закрывают шторами окна, всю квартиру можно рассмотреть с улицы при желании, но сами хозяева при этом прячутся где-то в глубине своих домов, и увидеть кого-то через окно с улицы сложно. Можно, но сложно. Но, как бы там ни было, эта иллюминация добавляет приятного очарования в вечерние улицы коммуны Лидингё.
Комментарий от Сашки
У Шведов зашторивать окна не особо принято, поэтому всё на виду. По занавешенности окон, так же как и по наличию спутниковых антенн можно идентифицировать районы с преобладанием приезжих.
Вечерняя пробежка была достаточно недолгой, а вот с утра следующего дня мы с Сашкой побегали по острову уже более основательно. Сашка устроил мне более полноценную экскурсию, и вот тут уже белая зависть проявилась по полной программе: природные ландшафты на острове оказались просто великолепны. В наличии всё, что надо: озёра, леса, поляны, подъёмы разной степени крутизны, аккуратные дорожки. Всё это поддерживалось в порядке сотрудниками местных коммунальных служб, что пару раз проезжали мимо нас на своих специальных электромобильчиках.
У первого же встретившегося озера, как у себя дома, бегали беспечные утки:
Утки вели себя достаточно нагло и не боялись ни нас, ни детей, организовано игравших рядом. Тут недалеко как раз был какой-то детский сад, и с десяток совсем мелких ребятишек под присмотром пары взрослых девушек бесились на детской площадке, расположенной на берегу озера. На всех детях для чего-то были надеты специальные яркие жилеты, как и на воспитателях. Наверное, чтобы их всех лучше было видно, а в тёмное время суток эти жилеты, скорее всего хорошо отражают свет. Чужих детей я снимать не рискнул — по опыту знаю, что на это косо смотрят в любой стране мира. Так что, вместо детей в жилетках вот вам фото самой наглой утки, которая дерзко интересовалась, с какого это я района взялся тут такой умный и тыкаю во всех фотокамерой?
Пешеходная дорожка привела нас с Сашкой вот к этому аккуратному мосту через ручей:
А затем Сашка показал мне типичное место отдыха шведов — поляну, предназначенную для пикников. Поляна была прекрасно обустроена: на ней находились несколько специально изготовленных грилей, столы и скамейки для посиделок, а также в отдельном сухом месте приготовлены дрова.
Всё — бесплатно. За пополнением дров следят местные коммунальные службы, чистота и порядок поддерживаются ими же, ну и, разумеется, самими шведами, которые убирают за собой весь мусор после посиделок.
Как мне объяснил Сашка, подобных полян для пикников вокруг довольно много, и они весьма востребованы местными жителями. Именно эта поляна находилась на берегу небольшого озера, и, будь моя воля, я бы жарил там мясо каждые выходные. Кстати, на этой поляне уже сидела одна большая семейная компания, на столе раскладывалась еда, а в гриле уже горел огонь. Ещё немного — и я бы напросился к ним за стол.
Но мы с Сашкой пересилили пробуждающийся аппетит и побежали дальше по местному лесу.
Тут невольно напросилось сравнение с моим лесом. В нём тоже есть вода, но всего лишь в виде небольшого и неаккуратного ручья. В нём тоже есть мост через ручей, но только более кустарный. В нём тоже есть куча мест для жарки мяса, но они представляют собой обычные необустроенные кострища, в лучшем случае с поваленными деревьями вместо скамеек. Одно только совпадает: в нашем лесу тоже постоянно жарят мясо. Правда, дрова приносят с собой, никто у нас их бесплатно не раздаёт. Ладно, хоть убирают за собой мусор.
Следующим пунктом утренней пробежки была интересная спортивная эко-площадка: все тренажёры на ней были сплошь из дерева.
Для не очень сообразительных были развешаны инструкции по поводу того, как правильно делать упражнения.
Но Сашка тут же на собственном примере продемонстрировал мне принцип действия каждого тренажёра.
Тут я окончательно приуныл от того, что у нас в лесу такого нет. Необязательно, чтобы из дерева — оставим эко-заморочки на совести шведов. Пусть бы установили что-то подобное из металла, как это делается на школьных стадионах. Но в нашем лесу это было бы довольно в тему, так как людей, занимающихся в нём спортом, довольно много — я точно это знаю. В общем, позавидовав местным спортсменам-любителям, мы побежали дальше.
В какой-то момент я обратил внимание на деревянные столбы, стоящие вдоль дорог:
Моё внимание привлекли две вещи: во-первых, сам столб и две его подпорки соединяются между собой особым крепежом, разработанным, судя по всему, специально для таких случаев. А во-вторых, деревянный столб просто врыт в землю. У нас так не делают: подпорки к столбу крепятся более простым способом или уродливыми скобами. А чтоб в России деревянные столбы ЛЭП забивали в землю — этого я вообще никогда не видел. Их крепят проволокой к забитым в землю бетонным сваям, иначе дерево в земле быстро сгниёт. Но в Швеции всё не как у людей: или там дерево не гниёт в земле, или его как-то хитро обрабатывают против гниения, или… оно всё-таки гниёт, и все деревянные столбы там меняют раз в несколько лет.
Ещё одна особенность местных планировок: чередование ландшафтов. Шведы мастерски разбили природное пространство острова на постоянно чередующиеся части: то ты идёшь среди домов, то в лесу, то вдруг появляется вот такая поляна, разделяющая одну зону от другой:
Причём, на подобных полянах обязательно скошена трава и поддерживается чистота. А где-нибудь рядом обязательно будет обустроенная зона для жарки мяса. Ну, а если пройти чуть подальше — то снова наткнешься на воду:
Сплошной застройки тут нет, одна зона сменяет другую. Около воды, где ландшафт покруче, можно встретить вот такой тип застройки:
Но такие дома не выходят прямо к воде, это в Швеции не комильфо. Берег вдоль водоёмов принадлежит всем, поэтому если строишь дом у озера, то от него до воды должен быть зазор метров в 50-100. Правда это не всегда соблюдается, я видел дома, стоящие прямо у воды. Сашка объяснил, что в таком случае хозяева не должны ругаться, если кто-то пройдёт по их территории вдоль берега.
Зоны низкоэтажной жилой застройки могут выглядеть, например, вот так:
Заборов практически нигде нет, вместо них живая изгородь. Поверхность либо заасфальтирована, либо обложена тротуарной плиткой, либо засажена плотной газонной травой. Никакого вытоптанного до грязи грунта.
Дома очень часто отделывают сайдингом, от чего они выглядят уродливо, но это пытаются обильно прикрыть зелёными насаждениями или вот такими арт-объектами, как в этом дворе:
Впрочем, это более-менее окультуренный район, но где-то совсем в глубине острова асфальтовая дорога превращается в плотно утрамбованную грунтовую, а дома становятся более деревенскими по виду. Однако, всё равно всё выглядит аккуратно.
Пробегая мимо очередного фонарного столба, обратил внимание и на него тоже:
Тут меня привлекло то, что инвентарный номер столба выбит на специальной металлической табличке и намертво прикручен к нему. А смысла других табличек, прикрученных к столбу хомутами, я так и не понял. Очевидно, это какие-то указатели на какие-то инженерно-коммунальные коммуникации. Такие есть и у нас в стране, но у нас их просто рисуют краской от руки, а в Швеции выдумали особый способ крепления.
Но хватит о столбах и прочих мелочах. Самый вкусный пункт на беговом маршруте Сашка оставил напоследок. Я бы никогда в жизни не подумал, что он впечатлит меня больше, чем всё, что я описал до этого.
Об этом — в следующей части.