May 12, 2023

Стокгольмские рассказы: метро

В прошлой статье из серии Стокгольмских рассказов я восхищался централизованной системой сбора мусора. Теперь дошла очередь до системы общественного транспорта.

Знакомство с общественным транспортом Стокгольма для меня началось с трамвая. На острове Лидингё, где я остановился у ребят, ходит прекрасный трамвай, только ходит он по самому краешку острова. Напомню: Лидингё — это здоровая скала, торчащая из моря, там не очень приятные перепады высот. Поэтому трамвай ходит только вдоль побережья и недалеко. Чтобы сесть на трамвай, надо неплохо так спуститься от дома ребят, который расположен на самом верху этой горы. Обратный путь — от трамвайной остановки до дома — ещё мне аукнется после марафона. Но сейчас не об этом.

Трамвай на острове Лидингё — если не единственный, то точно самый удобный способ добраться до «большого транспорта» Стокгольма — до метро.

Если посмотреть на карту единственной трамвайной линии на острове, то видно, что она проходит по южной его части (самой заселённой), а на западе пересекает воду и упирается сразу в станцию метро. Слава богу, это одно и то же помещение, не надо ни переходить улицу, ни идти по подземным переходам. Единственное, что смущает, — это некоторая контринтуитивность: метро, вроде бы, под землёй. То есть, чтобы сесть на метро, надо спуститься под землю. А тут всё наоборот: конечная станция метро находится над землей, и при выходе из трамвая надо подняться на второй этаж, а не спуститься на минус первый.

Но о метро чуть позже, а пока о трамвае. Как только я увидел трамвай, сразу же обратил внимание на две вещи, которых у нас в стране нет в принципе. Первая — это настоящие шлагбаумы, как на настоящей железной дороге. При приближении трамвая они опускаются, перекрывая и проезд автомобилям, и проход пешеходам.

На фото, кстати, ещё и семафоры видно. Как мне объяснили ребята, это и есть железная дорога, просто «лёгкая», то есть рельсы поменьше, да шпалы пореже. Это для меня её перевели, как «трамвай», чтобы я понял. Впрочем, до наших электричек она тоже не дотягивает, тупо, по масштабам. Некая серединка получилась между электричками и трамваями.

Вторая вещь — эта псевдотрамвайная линия между остановками часто представляет собой только одну колею, которая раздваивается только перед остановками. И хотя места для второй колеи вполне себе хватает, по каким-то причинам было сделано именно так. Возможно, просто оптимизировали затраты на строительство, решив сфокусироваться на пунктуальности соблюдения графика движения. Учитывая, что трамвайная линия на острове выделенная и не идёт вместе с основной проезжей частью, да ещё и шлагбаумы везде понатыканы, полагаю, график движения удаётся соблюдать всегда.

Сам трамвай — многосекционный, вместительный со сквозным проходом. Ничего необычного, просто аккуратно и комфортно. И с кондукторами.

В общественном транспорте Стокгольма используется не совсем обычная система оплаты проезда. Там принимаются простые банковские карты, которые можно прикладывать к терминалам на входе. Но расчёт происходит не сразу. Сначала у тебя со счёта списывают какую-то мелочь, около одной шведской кроны (примерно 8 рублей), но затем отслеживают твои перемещения. Окончательные подсчёты производятся позднее, и завтра/послезавтра ты замечаешь, что у тебя со счёта внезапно списали больше тысячи рублей, и это только за день. Всё дело в странной системе оплаты, мы к такой не привыкли. Например, один билет ценой в 39 шведских крон действует 75 минут — за это время можешь ездить на чём угодно и с пересадками. Но любая поездка после этого лимита — это ещё раз 39 крон и новый счётчик. В свой первый день в Стокгольме я, судя по всему, умудрился поездить аж на три билета.

Конечно, если сильно заморочиться, то можно сильно скостить ценник на общественный транспорт: надо или получить карту москвича стокгольмца, или покупать проездные, или обзавестись специальной туристической картой — варианты есть. Но это только при достаточно длительном проживании в Стокгольме. Ради двух дней заморачиваться бессмысленно, дороже выйдет. Я и не заморачивался.

Про метро Стокгольма, уверен, многие наслышаны: и станции там красивые, и само метро очень качественное. Вот про качественное метро — это правда. Поезда очень комфортные, акустический шум и вибрации, в целом, ниже, чем даже в новых поездах метро Москвы. А вот насчёт самого красивого метро не соглашусь: в целом Москва одной только веткой (особенно Сокольнической или Кольцевой) уделывает всё метро Стокгольма, хотя тому тоже есть чем похвастаться, без базара. Просто мало чем.

Например, все вы, думаю, видели на фотографиях ту самую станцию метро:

Вот я там побывал. Это станция Центральная (так и называется, да). Интересное оформление из окрашенного набрызг-бетона придаёт особое очарование, но не более того. Куда больше впечатляет то, что эта станция, тупо, вырублена внутри скалы. Отсюда, кстати, и такая обделка — никто стены специально не выравнивал, просто забрызгали бетоном, покрасили и грамотно подсветили. Получилась конфетка. Но больше всего впечатляет то, что на на этой центральной станции пересекаются все три ветки метро Стокгольма и городская электричка, что, в целом, даёт вот такую схему пересадок:

Из-за этого объём работ по вырубке такого майнинг-шедевра в сплошной скале был поистине чудовищным. Это я смог оценить лично, пересаживаясь с одной ветки (верхней) на другую (самую нижнюю). С тех пор как вспомню, так сразу же в очередной раз начинаю уважать шведских метростроителей и готов даже ещё раз заплатить тысячу в день за проезд.

На стенах тоннелей можно увидеть вот такие рисунки:

Чувствую, что это всё неспроста, и в этом есть какой-то смысл. Но слабый культурный бэкграунд мешает мне распознать этот художественный приём или увидеть какую-то аллюзию. Я только вот таких вот птичек и зайчиков могу понять:

И грибочки ещё, да. Вот это мой уровень в искусстве, а не та псевдоисторическая мазня куском угля по скале.

Говорят, в Стокгольме есть ещё несколько станций с интересным оформлением, но мне не посчастливилось побывать на них. А пара других, где я был, не представляют ничего особенного в культурном плане — просто платформы для электропоездов.

В следующей части будет история про мой первый день в Стокгольме: Гомостан, двухметровый бородатый мужик, странная сувенирка, отличный алкомаркет, превосходный сигарошоп, узкие улицы, тихая кофейня, странные памятники.