Про беспилотные автомобили
Я как-то настороженно отношусь ко всем нынешним попыткам создать беспилотный автотранспорт. И вот по какой причине.
Дело в том, что разработчики пытаются сделать искусственный интеллект, который будет свободно и на равных существовать в чужеродной для него среде. При этом выполняя очень сложные и опасные функции. В общем, разъезжать вместе с нами по нашим же дорогам, не создавая никому проблем. И вот тут-то закрадывается мысль о том, что конструкторы с такой идеей бегут впереди паровоза и не в ту сторону.
Наиболее эффективно беспилотный транспорт можно будет использовать только в приспособленной для этого и обособленной инфраструктуре. Не на выделенных полосах движения — это хорошо, но мало. Именно на выделенной инфраструктуре. То есть, это когда какой-то умный автомобиль изначально поставлен в такие условия, что ничто и никак не может помешать выполнению его прямых обязанностей — ездить. Более того: всё, что его окружает, ему всячески помогает в этом. Вы можете представить, что такое возможно на дорогах общего пользования? на крупных парковках? в тесных дворах и переулках?
Между тем, есть живые примеры того, когда беспилотный транспорт прекрасно выполняет свою функцию. В Шереметьево между отдалёнными терминалами прорыто целое метро, по которому туда-сюда ходит поезд без машиниста, обедов и выходных. В некоторых городах Европы есть обычное пассажирское беспилотное метро. Существуют и более крупные формы: автоматика современного пассажирского авиалайнера может самостоятельно совершать полёт по маршруту и посадку. Ну и если на то пошло, то космические аппараты довольно часто стыкуются к МКС тоже сами. Все перечисленные примеры работают без каких-либо вечно обучающихся нейросетей.
Тут можно ещё вспомнить советский многоразовый челнок «Буран», который аж в восьмидесятых слетал в космос и приземлился обратно тоже без подстраховки в виде человека в кабине. Сложно представить, какой массы был его компьютер, который всё это совершил, но предполагаю, что мой дешёвый фитнес-браслет на руке производительнее на порядки.
В общем, есть подозрение, что куда проще, быстрее и эффективнее будет не заниматься обучением алгоритмов, а вкладываться в инфраструктуру для беспилотного транспорта. Итогом должна стать ситуация, когда даже школьники в радиокружке были бы способны собрать примитивную тупую железку, способную автоматически проехать из точки А в точку Б рядом со своими огромными промышленными старшими братьями.
Эта инфраструктура должна быть настолько выделенной, насколько это возможно: минимум вмешательства инородных тел, тотальный контроль за точками пересечения с реальным миром, чтобы ни при каких условиях случайно или намеренно попавший на выделенную дорогу идиот ничего не испортил. Она должна постоянно сообщать беспилотной машине текущий контекст: разрешённую скорость, точные координаты, трафик на дороге, перекрытые участки, оптимальный маршрут, наличие точек сервиса, информацию о соседних беспилотниках и всё остальное, что будет необходимо. Инфраструктура при необходимости должна уметь вести транспорт по маршруту, помочь заправиться топливом, подсказывать оптимальные манёвры, регулировать транспортные потоки в местах их пересечения. Разумеется, погода не должна влиять на качество её работы, но она должна уметь в зависимости от погоды регулировать движение. Если вдруг на дорогу выскочит какой-нибудь лось, то инфраструктура должна сама распознать его и мгновенно принять меры, вплоть до принудительной остановки всех участников движения.
А самое главное — сбои в работе инфраструктуры не должны приводить к фатальным последствиям. Максимум — причинять серьёзные неудобства, но без жертв и травм.
Да, это будет дороже. Но это единственный способ эффективного использования беспилотного транспорта, когда действительно возможна реальная транспортная революция, которая приведёт к изменению нашей жизни в куда более лучшую сторону. Сейчас мы не представляем мир без автомобилей, а каких-то сто с небольшим лет назад весь мир на извозчиках ездил. Сколько автомобильной инфраструктуры было с тех пор создано — уму непостижимо. Но это было сделано, и мир стал совсем другим, в том числе, благодаря ей. Пришла пора её модернизировать.
Я не самый умный и догадливый в мире. Движение в эту сторону идёт, просто медленно и, похоже, разрозненно: нет единых стандартов, каждый сам изобретает свой велосипед.
А пока направление развития беспилотников идёт по ложному пути. Весь беспилотный транспорт в реальной жизни не очень хочет обучаться и часто выглядит как компьютерные юниты в стратегической игре: бестолково мечется, попадает в идиотские ситуации, убивает людей, имеет легко просчитываемые косяки в поведении, ну и так далее. И это я ещё молчу об их сложности и стоимости.